Новости театра и сайта

#

Новости

50
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 28 мая.2010г.По факту ввоза 117 кг кокаина через петербургский порт решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 2 статьи 188 УК РФ. Об этом сообщили в пресс-службе СЗТУ.
Отметим, ввиду того, что на контейнеровозе в общей сложности находится более 100 контейнеров с плодоовощной продукцией из Латинской Америки, сотрудники Балтийской таможни и СЗОТ проводят мероприятия по осмотру указанных контейнеров с использованием технических средств таможенного контроля и служебных собак в целях возможного выявления новых фактов контрабанды наркотиков.
Напомним, как ранее сообщал «Росбалт», 26 мая сотрудники Федеральной таможенной службы пресекли попытку контрабандного ввоза в Россию более центнера кокаина. Наркотик массой более 117 кг был упакован в три дорожные сумки, сокрытые в контейнере, которые прибыли в Петербург с грузом бананов на контейнеровозе из порта Антверпен (Бельгия), куда, в свою очередь, прибыл из Эквадора.
В настоящее время сотрудники Балтийской таможни осуществляют необходимые оперативно-следственные мероприятия.
Напомним, что первый паром из Эквадора, на борту которого находилось более 2 тыс. 20-футовых контейнеров с бананами, прибыл в Петербург в конце марта этого года. В открытии маршрута принимали участие премьер-министр России Владимир Путин и премьер-министра Дании Ларс Лекке Расмунсен.
С тех пор в Петербург приходит 30 млн кг бананов еженедельно. Такое количество фруктов связано с тем, что через Петербург проходит до 80% импорта этого продукта. По словам посла Эквадора в России Патрико Чавеса Завалы, Россия потребляет 41% экспорта эквадорских бананов.
Это 23000 доз общей стоимостью 4,5 миллионов долларов. Год назад сообщалось о нахождении в бананах восьми килограммов
кокаина.(см. п.44)
В 2009 году правоохранительными подразделениями таможенных органов возбуждено 947 уголовных дел по контрабанде наркотиков, по которым изъято более 1639,6 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 502 кг героина, 21,214 кг опия, 101 кг кокаина, 673 кг гашиша, 153 кг марихуаны.
49В связи с предполагаемым выступлением в "Иудейке" Н. Шикоффа целый ряд изданий, например: " Известия", "Московский комсомолец" и ряд интернет порталов опубликовал фактически одинаковую информацию. Кем статьи написаны, найти сложно — или они без подписи, или это какая-то "Василиса Премудрая", косвенно вычислилась лишь некая Юля Масютина и еще кто-то. Суть новостей такова: 1) заполняемость театра выросла с 59 до 95 % 2) театр повезет "Иудейку" в Израиль 3) Михаловский театр может конкурировать с Мариинским "за статус одного из культурных центов Европы" (!!!???) 4) Оказывапется, В. Кехман вложил в реконструкцию театра не 500 млн. руб(18,5млн$, как объявлялось его пресс-секретарем сразу после ремонта , и не 20 млн.$, как он сам заявлял неоднократно позже, а уже 35 млн.$. (!!!???). Интересно, какую цифру мы услышим в следующий раз, и проверит ли кто-нибудь когда-нибудь его смету? Похоже, Хлестаковы в нашей стране не переводятся.
4818 марта 2010г.Премия "Известность", учрежденная газетой "Известия,"  вручена в Москве
  Церемония награждения лауреатов ежегодной общенациональной премии "Известность" в пятый раз прошла в Москве, передает корреспондент РИА Новости 
Лауреатами этой премии, учрежденной газетой "Известия" в 2005 году, традиционно стали выдающиеся деятели политики, культуры, бизнеса, общества, искусства, образования, науки и спорта России.
В номинации "Культура" лауреатом стал генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман, получивший награду из рук министра культуры РФ Александра Авдеева.
"Нужно иметь большое мужество, чтобы не просто стать разовым меценатом в культуре, а поднять театр до уровня мирового", - сказал Авдеев.
"Я, может быть, немного скаламбурю, если скажу, что каждый меценат должен быть Кехманом", - добавил он.
Статья вызвала открытое письмо губернатору и Министру культуры с протестом , напечатанное в малотиражной антигубернаторской газете "Новый Петербург" от 01 апреля 2010г. В статье указывается на русофобскую деятельность В. Кехмана и поддерживающих его лиц.
47
Февраль 2010г. Началась распродажа памятников архитектуры Санкт- Петербурга из "списка В.Зубкова"
Первым выставляется первый же по очереди "дворец Кочубея". Михайловский театр стоит в списке под номером ДЕВЯТЬ.
Остается только обанкротить театр или, уж по крайней мере поджечь, как Ла-Фениче, приняв как можно больше своих людей в его штат и уволив "чужих" - "не из нашей семьи", как любит говорить В. Кехман. Поскольку у государства на его реконструкцию денег, естественно, не найдется, то тут-то его и купят за сущие гроши. И  будет здесь уже не театр, а нечто совсем иное.

46

        Некоторое время назад на официальном сайте театра появилась информация об on-line  Конференции на сайте www. slon.ru  генерального директора Михайловского театра г. Кехмана В.А. Я решился задать ему несколько вопросов. Поскольку совсем не уверен, будут ли получены на них вообще какие-нибудь ответы- а сами вопросы публикуются только после получения ответов- привожу их  на данном сайте.                                                                

                                                           Уважаемый господин Кехман!
 

    Прошло почти три года, как Вы стали директором Михайловского театра. Давайте  подведем предварительные итоги. Во-первых, позвольте поблагодарить Вас за оперативно и качественно выполненный капитальный ремонт. Теперь зал блистает во всем 
своем великолепии, в отличие от ветшающего и трескающегося Мариинского, бесконечно реконструируемого Большого, неоднократно горевшего имени Станиславского. (Мариинский  вообще, на мой взгляд, находится под угрозой обрушения т.к. рядом с ним  в обводненных грунтах древнего русла Невы строители безо всякой утвержденной технической документации роют глубокий котлован, что, вероятнее всего, приведет к обрушению здания с большими человеческими жертвами).
      Вы - уникальное явление в русской культуре, и Вас можно сравнить только с С. Мамонтовым, П. и С. Третьяковыми, а за рубежом - А. Виларом, вложившим в оперу более $ 225 млн. 
     Однако Ваша деятельность вызывает  массу недоуменных вопросов, связанных с тем, что одновременно с меценатством Вы заняли  пост директора. Поэтому, во- вторых, позвольте для истории и прояснения ситуации кратко сформулировать некоторые из них. 

   I   МЕЦЕНАТСТВО. 

  Суть этих вопросов - понять, что в театре оплачивалось из бюджета, а что  из средств меценатов, в частности Ваших. 
  1. Сколько стоил ремонт театра и кто оплатил его? Участвовал ли в этом, кроме Вас, какой- нибудь другой cпонсор, город, государство?
  2. Кто - Вы или бюджет -  оплачивал выступления  приглашенных гастролеров (В. Чернов, Р. Аланья, Х. Кура, А. Георгиу)? И кстати, почему бы не пригласить спеть в театре "Тоску" Г. Горчакову, а "Риголетто" - В. Герелло?
  3. Назовите, пожалуйста, бюджет Михайловского театра. Действительно ли он в шесть раз меньше, чем у Мариинского? Размер Вашего финансового участия в его формировании.
  4. Назовите, пожалуйста, бюджет празднования 175-летия Михайловского театра. Удивительно, что никто из работников театра никак не был отмечен в связи с юбилеем...
5. Кто, кроме Вас, реально спонсировал театр за истекшие три года? 
6. Каков реальный размер финансовых убытков от несостоявшейся премьеры оперы "Евгений Онегин", по какой статье они списаны (за Ваш счет  или же за счет бюджета театра)? Кто, по-вашему, виноват в происшедшем и какое он понес наказание? 
  7. Вы как-то говорили о наличии двадцатимиллионного долга у театра, верна ли эта информация и каково финансовое состояние театра в настоящее время? 
  8. Сообщите, пожалуйста, бюджеты постановок опер "Русалка", "La Juive", "Бал-маскарад" и источники их финансирования. 

   II.  ТРУППА  

  1. Планируете ли Вы как-нибудь помочь с жильем солистам, в частности заслуженным артистам, проживающим в театральной гостинице и общежитии, например, путем получения жилья от города, предоставления безвозмездной ссуды, беспроцентного ипотечного кредита или каким-нибудь иным образом, как это делает В. Гергиев? Разве постановление Правительства РФ №  63 от 27 января 2009 г. не касается Ваших солистов? 
  2. Вы некогда утверждали, что никого из театра не изгоняли. Но теперь, похоже, ситуация изменилась. Массовые увольнения произошли фактически во всех службах театра. Бесконечные аттестации, непредоставление работы, запрещение сторонних контрактов, увольнения по сокращению штатов в соответствии с никому неизвестным и неведомо кем утвержденным штатным расписанием, предложения уволиться по собственному желанию, моральное и психологическое давление привели к тому, что многие этого не выдержали и уволились. Это заслуженные артисты и деятели искусств России В. Юзвенко, М. Кукушкин, О. Мухортова, артисты Т. Домникова, В. Шевелев, Н. Островский, М. Садина, дирижеры Е. Перунов, А. Аниханов, главный хормейстер А. Чернов, руководитель балета Е. Мясников; руками В. Столповских фактически уничтожен блестящий театральный хор и заменен концертным.
   Кто разрабатывал, согласовывал и утверждал это штатное расписание? 

   III. ОРГАНИЗАЦИЯ 

  1. Фактически число исполняемых оперных спектаклей в течение сезона сократилось в три раза. Даже во время войны наш "эффективный менеджер товарищ И. Сталин" разрешал выпуск новой военной техники, но только без снижения количества. Неужели Вы, показавший такой класс при ремонте здания, не способны показать тот же уровень в обеспечении обычного театрального процесса? Ведь певцы, как и спортсмены, должны быть постоянно заняты в спектаклях. А Вы им не даете петь, сняв многие оперы, причем, абсолютно непонятно, почему оказались вне репертуара "Фауст", "Кармен", "Риголетто", "Борис Годунов". Вы же слышали, каким фантастическим был последний "Риголетто", отрежиссированный Е. Образцовой и Д. Рустиони. Вашим роскошным басам и меццо-сопрано вообще стало нечего петь. И  кстати, куда исчез прелестный уникальный балет "Принцесса Луны", написанный специально для голоса Н. Мироновой? Почему бы не давать концертные исполнения опер для  поддержания труппы в рабочем состоянии и разучивания нового репертуара?
  2. Есть ли в театре профсоюз и как Вы считаете, нужны ли профсоюзы вообще в нашей стране, может, по примеру фашистской Германии их следует вообще запретить? 
  3. Не кажется ли Вам раздутым административный штат театра, намного увеличившийся при Вас?  Что он сделал такого, с чем  не справилась бы прошлая команда? 
  4. У вас как-то странно непрофессионально для такого солидного театра организован весь театральный  процесс:

   а) Репетиции. Если раньше репетиции в основном шли на сцене, то теперь  "Евгения Онегина" готовили в школе, "Любовный напиток" и "Русалку" - в холодной неблагоустроенной гостинице "Речной". Солистам негде самостоятельно готовить новые партии. Ведь репетиционные залы наверху заняты хором, режиссерским классом, А .Роттенберг, О. Капаниной и пр. Залы внизу отданы балету, днем там уроки, а вечером они заняты под гримерки. Исчезла даже комната отдыха для солистов. И  при том  Вы  планируете в текущем сезоне сразу три премьеры. Не кажется ли Вам,  что такая организация не имеет ничего общего с нормальной? Может быть, пора  вернуться к отработанному десятилетиями репетиционному процессу? 
   б) Информация зрителей. В отличие от Мариинского театра, у Михайловского фактически нигде в городе нет афиш на ближайшую декаду, тем более с составами. На сайте театра эта информация, как правило, устаревшая или ложная. Только в фойе театра висят несколько афиш с составами и буклеты о спектаклях. Собираетесь ли Вы улучшить положение с информированием зрителей об оперных составах и отслеживать все изменения на сайте?
   в) Билеты. Всем приглашенным зрителям у Вас дают входные билеты без места и поэтому после третьего звонка люди судорожно носятся по театру в поисках, где сесть, мешая другим слушателям.  Нельзя ли ввести дело в цивилизованное русло и выдавать нормальные билеты? У В. Гергиева именно так и присходит.

  5. Проясните, пожалуйста, ситуацию с принадлежностью театра: по чьей инициативе и с какой целью театр был переведен решением  В. Зубкова из федеральной в муниципальную собственность? Ухудшило или улучшило оно финансовое положение театра? 
  6. Что такое Совет Оперы, кто в него входит, каковы его функции?  
  7. Расскажите, пожалуйста, о работе Попечительского Совета, его функциях и реальных  результатах работы. 
  8. Прекрасные были "Иоланта" к юбилею творческой деятельности А. Матвеева и юбилейный концерт  Н. Романовой. Не собираетесь ли Вы продолжить эти начинания, чтобы вскоре состоялись сольные концерты других ведущих солистов театра? 
  9. Каков в настоящее время статус пяти квартир на Кирочной 8, где раньше проживали солисты театра? Кто их сейчас занимает? 
  10. Как прошли гастроли в Японии в декабре 2009 г.? Почему гонорары за гастроли в Японии штатных работников театра, за исключением П. Феранца, резко упали? Кто определял размер гонорара дирижера, гастролеров, солистов, оркестра, хора?  

   IV.   ПЕРСПЕКТИВА  

  1. Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как Вы собираетесь к 2013 г. вывести театр в десятку лучших театров мира, и что Вы под этим, собственно, подразумеваете. В частности, что Вы понимаете под "своим путем", если собираетесь повторять идущие в  Мариинке  "Бал-маскарад", "Нос", "Леди Макбет Мценского уезда"? Собираетесь ли Вы, как это делалось прежде, купировать оперы при постановках или же продолжить практику В. Гергиева, раскрывающего все купюры? 
  2. Каково состояние дел с реконструкцией Фрунзенского универмага и его превращением в грандиозный концертный зал? Кто финансирует эту работу? 
  3. Планируются ли объявленные ранее столь интригующие постановки Е. Образцовой и Р. Скотто "Вертера" и "Сомнамбулы"? 
  4. Не планируете ли Вы коммерческий выпуск DVD с лучшими Вашими спектаклями, например: "Русалка", "Любовный  напиток" с Н. Мироновой и Д. Карповым или "Сельская честь" с Т. Анисимовой и Г. Акопяном?  

                            Спасибо за внимание и конференцию, с надеждой на ответ  

                            Верещагин Леонид Леонидович  15.12.2009 г.

Запись от 28 февраля : Как и следовало ожидать, ответа не последовало, хотя я  уверен, что отвечать все равно придется. On-line конференция В. Кехмана благополучно канула в Лету. Было задано только два вопроса по основной специальности, т.е. про бананы, на которые и получены вполне разумные ответы.
 Понятна и позиция модераторов сайта www.slon.ru , удаливших два несущественных вопроса при наличии масы очень интересного и злободневного материала.

45
Власти Петербурга начали наказывать горожан за стеклопакеты  2009-07-03, 17:40:00

     Власти Петербурга начали привлекать к ответственности горожан, которые самовольно заменили окна. Жители Красногвардейского района получили от местных жилищно–эксплуатационных организаций уведомления о необходимости согласования замены деревянных рам на стеклопакеты. Нарушителей поставили перед выбором: демонтировать окна за свой счет или согласовать в КГА. Перечень документов, которые необходимо представить в комитет для получения разрешительного письма КГА, занимает два листа.
На последнем заседании городского парламента депутаты обратились к губернатору Валентине Матвиенко с просьбой упростить процедуру согласования установки стеклопакетов и усилить контроль за соблюдением сроков выдачи таких согласований. Сейчас, чтобы "легализовать" один стеклопакет, требуется пройти более 10 инстанций и потратить несколько месяцев, подсчитал депутат Виктор Евтухов. "Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений", которые запрещают самовольную замену окон, были приняты правительством Петербурга осенью 2006 года, однако за их соблюдением начали следить только сейчас.
По данным Жилищного комитета, в государственном жилом фонде Петербурга около 1,25 млн квартир. Если учесть, что стеклопакеты установлены в каждой третьей квартире, то в нарушители попали свыше 400 тыс. петербуржцев.
// ЗАКС.РУ
44
Под видом бананов в Петербург из Эквадора везли кокаин 01.07.2009г., 18:15 Росбалт
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 июля. 8 килограммов кокаина обнаружено на сухогрузе Baltic Meridian, прибывшем рано утром в петербургский порт из Эквадора, сообщает АН «Оперативное прикрытие». В ходе досмотра судна, груженого бананами, в его конструктивных полостях сотрудники правоохранительных органов и таможни нашли совсем другой груз. В тайниках оказался кокаин — в общей сложности примерно 8 килограммов. В настоящее время ответственные службы проводят оперативно-следственные действия, направленные на установление перевозчика наркотика."

Чтобы читателям было понятно, объясняю, что 8 кг. кокаина -это 1600 доз элитного наркотика для богатых, вчетверо более дорогого, чем героин, и от которого практически  невозможно отвыкнуть, общей стоимостью порядка 320 тыс. долларов. Молодцы неизвестные герои: "сотрудники правоохранительных органов и таможни ", а также их четвероногие друзья.

4326.06.2009 г.

Юбилейный «Евгений Онегин», или киндер-сюрприз  для  Японии.

 

3-го июня 2009 г. состоялся спектакль «Евгений Онегин», достаточно широко разрекламированный на официальном сайте театра: его объявили приуроченным к 210-летию А.С. Пушкина.

« За исключением исполнителя партии Ленского — известного молодого тенора австралийского происхождения Эндрю Гудвина, в репертуарном спектакле «Евгений Онегин» на сцену Михайловского театра выйдут молодые певцы, петербургской публике пока не знакомые.
Солист Большого театра России Бадри Майсурадзе:
«Я рад представить в Михайловском театре своих учеников, которые, считаю, в скором времени займут достойное место в мировом оперном искусстве».
Трое из них — солисты центра оперного пения имени Галины Вишневской: Эльчин Азизов (Евгений Онегин), Татьяна Рягузова (Татьяна) и Виктория Шкловская (Ольга).
Партию Гремина исполнит солист Киевской оперы Виктор Дудар.

Дирижёр — Петер Феранец»

Ниже приводится рецензия К. Веселаго, опубликованная на www.veselago.spb.ru    4-го июня с.г.

      «С наступлением июня в Михайловском театре к своим обязанностям приступил новый главный дирижёр Петер Феранец, и уже вчера заинтересованные меломаны смогли оценить нового маэстро в спектакле «Евгений Онегин». Интерес к спектаклю подогревался также тем обстоятельством, что в нём выступили молодые солисты – студенты московского оперного центра Галины Вишневской.
     Пригласить некое «безусловное светило» на пост главного дирижёра у администрации Михайловского так и не получилось: сколько ни говори о «ребрендинге», репутации театров в консервативном оперном мире выстраиваются десятилетиями, если не сотнями лет – и в бывший Малый оперный, увы, пока ещё не выстраиваются очереди из певцов, артистов балета и музыкантов.

     Директор Михайловского театра г-на Кехман сделал свой выбор между авторитетным и авторитарным Василием Синайским и куда менее авторитетным, но очень покладистым Петером Феранецом – разумеется, в пользу последнего. Словацкий музыкант в разные годы появлялся и приглашённым дирижёром в питерской Филармонии, и главным – в московском Большом театре. В результате нигде «не сложилось» – в том числе и по обстоятельствам творческим.

     С первых же тактов интродукции сложилось впечатление, что маэстро Феранец сразу после спектакля должен был успеть на самолёт или на поезд. Точнее говоря, дирижёр напоминал тест-пилота какой-нибудь гоночной команды: он то неистово «поддавал газу», то вдруг резко «оттормаживался». Однако оркестру Михайловского, не входящему («пока ещё», разумеется) в двадцатку лучших оркестров мира, роль гоночного болида оказалась явно не по силам: музыка рассыпалась, свои партии откровенно не «выхиливали» даже струнники, не говоря уже о других группах. Кроме бессмысленной форсировки звучания, также неприятно резало слух полное отсутствие баланса между «ямой» и солистами на сцене, а первые же дуэты (Татьяны и Ольги и Няни и Лариной) продемонстрировали удручающий дефицит работы над ансамблями. Конечно, есть среди дирижёров подлинные мастера, способные и собрать солистов, и «подтянуть» оркестр буквально с одной-двух репетиций. Но их мало, избранных – и возможно, Феранецу просто требуется дополнительное время для того, чтобы его спектакли зазвучали, как говорится, в пределах санитарной нормы.

      Из молодых солистов прежде всего необходимо отметить Татьяну Рягузову (Татьяна): у неё красивый голос, точная интонация – но к сожалению, от ноты «фа» и выше голос начинает потрескивать, как берёзовые дрова в камине. Возможно, певица просто была нездорова. Не обошлось и без курьёза: наверное, в силу дикого темпа, взятого дирижёром в Сцене письма, г-жа Рягузова сразу начала петь со второго проведения («Зачем, зачем вы посетили нас?»), повторив этот текст два раза и начисто забыв про «Я к вам пишу, чего же боле?».
А вот студентка Виктория Шиловская продемонстрировала вокал на уровне путешествия в мир прекрасного – в партии Ольги она больше напоминала солистку самодеятельного кружка. Украинский певец Виктор Дудар (Гремин), внешне здорово смахивавший на гоголевского Собакевича, оказался обладателем какого-то стёртого по тембру баса без верхов – и увы, без нижних нот тоже.

     Онегина пел азербайджанский певец Эльчин Азизов, в прошлом году ставший лауреатом второй премии Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Об артистизме, впрочем, здесь также говорить не приходится: певец на сцене весьма скован, а весь арсенал его выразительных средств  сводится к широкому разведению руками. У него крупный и красивый баритон, однако впечатление портит «песочек»: постоянная сипотца, усиливающаяся на верхних нотах. Финальную фразу «Позор, тоска… О жалкий жребий мой!» г-н Азизов с какого-то перепугу начал аж на добрую квинту выше, затем перепугался ещё больше, захлебнулся воздухом и судорожно, как ныряльщик за жемчугом, схватил дыхание перед последним словом.

       Ленского пел тенор австралиец Эндрю Гудвин, учившейся в петербургской консерватории и хорошо известный как питерским, так и московским меломанам. Он, к сожалению, не изменил своей обычной манере пения а-ля «сапог на горле»: все ноты звучали задавленно, и чем выше, тем тише и хуже. Алексей Кулигин, певший Трике, звучал по сравнению с Гудвином просто как Марио дель Монако. Очень хороша была Нина Романова в партии Няни: рядом с ней и Кулигиным -Трике – по сути, единственными артистами, показавшими в тот вечер подлинный профессионализм – все остальные солисты во главе с дирижёром выглядели студентами Оперной студии консерватории.

      Правда, ложи на спектакле (согласно программке, посвящённом 210-летию А. С. Пушкина) если и блистали, то только своей обескураживающей пустотой. Чтобы партер не выглядел столь же удручающе безлюдным, перед самым началом в него усадили всех желающих: театр был заполнен едва ли наполовину. Может быть, и звёзды в этот вечер сошлись как-то не так? – даже в дивных декорациях С. Пастуха, уже давно проверенных временем, перед началом сцены дуэли вдруг заело тюлевый занавес. После нескольких (столь же отчаянных, сколь и безуспешных) попыток раздвинуть занавес, его после некоторой заминки просто подняли вверх. Остаётся надеяться, что всё вышеописанное – лишь иллюстрация к известной поговорке про первый блин».

      В принципе, все так и было.  Позволю усомниться только насчет первого блина. В  декабре 2009 г. театр везет этот спектакль на гастроли в Японию (вместе с «Тоской») и сначала даже считалось, что 3-го июня поет именно первый – гастрольный состав. Спектакль рекламировался к Пушкинскому юбилею.

    Этот провальный спектакль реализовался при полностью заработавшей системе художественного управления в театре. Директор В.Кехман со своим советником Е. Образцовой после годичных поисков и консультаций с А. Янсонсом назначили наконец-то художественного руководителя – «знаменитого европейского дирижера П. Феранца». Последний долго выбирал этот состав – И ВЫБРАЛ!! Так что ответственность за провал несет в первую очередь именно он, вне зависимости от любых привходящих обстоятельств. Даже если на него и давила администрация, путающая оперу то ли с кино, то ли с «Домом – 2» и требующая молодой состав даже для Гремина, или Б. Майсурадзе, проталкивавший своих и Г. Вишневской учеников.

      Директор оперы г-жа О. Капанина  была на месте (правда, съездила перед этим на месяц на постановку в Братиславу). Она даже «осовременила» режиссерское решение своего учителя С.Гаудасинского, понаставив кресла и стулья в сцене ларинского бала и в заключительной картине, начисто сняв динамизм последней. На месте была и заведующая оперной труппой г-жа Е.Рубин. Режиссер (?!) Ю. Прохорова, почему-то занявшаяся поиском по Интернету молодых и красивых голосов,  нашла-таки исполнителя на партию Гремина – солиста Киевской оперы В. Дудара. Качество его голоса действительно поразило (см. выше). Г-н Б. Майсурадзе привез целую команду певцов из "Центра Г. Вишневской" и сидя в Царской ложе рядом с испанским консулом первым начинал им аплодировать. Как здесь не вспомнить знаменитое сталинское: «Кто организовал вставание?»…Прописанная коучем на англоязычной версии официального сайта и член Совета Оперы Н. Романова  не только присутствовала на всех репетициях, но и участвовала в спектакле. Совет Оперы также, похоже, никак не отреагировал на провальное исполнение оперы. Так же повели себя и певцы, собранные 5-го июня В.Кехманом для представления им нового Художественного руководителя. Не участвовал в событии разве что профсоюз, да и то только потому, что отсутствовал как институт.

      Вот так оперу  и душат:  под одеялом и без свидетелей…

     Удивительна реакция руководителей театра. В. Кехман выбежал после спектакля со словами, что впервые услышал столь прекрасное исполнение. Это, конечно, ценное наблюдение, особенно после прежних заявлений, что более 15 минут он оперу слышать не может. В этот раз он- таки  прослушал всю ее целиком. К сожалению, его мнение оказалось глубоко ошибочным. Занятное впечатление производит этот директор: оперу  не знает, не любит и не понимает. Но нанимает советников: сначала это были А.Аниханов, Н. Романова. Родилась идея «Орестеи» с А. Сокуровым, но последний подписал письмо против тогдашнего губернатора В. Матвиенко – и от проекта отказались, выдумав в качестве прикрытия стоимость постановки в 5 млн. $. Следующей или даже одновременно с ними работала Е. Образцова, давшая работу иностранцам, гастролерам и своим ученикам в «Сельской чести» и «Любовном напитке». Не знаю, чья это была идея, но Е.Образцова по меньшей мере не отговорила директора от переноса «Евгения Онегина» в аскетичной постановке 1924 года К. Станиславского. Итог: 20 млн. рублей убытка. Потом появился новый тайный советник: А. Янсонс, порекомендовавший своего ученика словака П. Феранца. Тот составил перспективный план постановок, якобы не повторяющих репертуар Мариинки, включив туда «Русалку» В. Дворжака на русском языке (пойдет у В.Гергиева на языке оригинала уже в июле с.г.), «Дочь кардинала» Ф.Галеви  и «Бал-маскарад» Д. Верди, давно и небезуспешно идущий на Театральной площади. Он думает, что народ будет ломиться в Малый театр вместо Мариинки? Когда он  был там в последний раз?  

      Как же  расценил качество спектакля сам  П. Феранец? В своем интервью радиостанции «Эхо Москвы» он договорился аж до слез благодарности на глазах у зрителей… Не был бы я сам в театре – поверил бы этим рассказам. Крики «Феранец, позор!» - были, а слез благодарности в тесноте фойе я не увидел, и знакомые мои не видели, а когда я им пересказал слова маэстро, выразили мнение, что причина слез могла быть совсем иная – и даже прямо противоположная. Аналогичный случай уже был. После примитивной французской постановки в Мариинском театре (с декорациями под евроремонт, крестьянами, таскающими по сцене мешки, мордобоем между русскими дворянами Е. Онегиным и В. Ленским, отсутствием греминского бала и т.д.) моя знакомая - рафинированная интеллигентка в третьем или четвертом поколении- Ирочка Успенская села в свой Фольксваген, включила зажигание –  и заплакала от обиды и оскорбления за  унижение русской культуры. Может, и здесь были такие же слезы?..

     У меня слез не было – была ярость: худшего спектакля за свои 32 года посещения оперы я не слышал.   И тут возникает принципиальный вопрос: кого П. Феранец хочет обмануть? Я не допускаю мысли, что он не понял, какое качество  только что представил слушателям. Тогда кого: оркестрантов, имеющих консерваторское образование, профессионалов-певцов, зрителей, слушателей «Эха Москвы» или директора В. Кехмана? В любом случае это потенциально опасно для маэстро - ведь такой обман  не может длиться вечно.  Не он первый, не он и последний. Был у нас уже главным приглашенным дирижером мальчик-вундеркинд, успевший представить  чудо-концерт молодого поколения театра, да выступить с «Реквиемом» Д.Верди в Филармонии с исполнителями из Мариинки. Где он сейчас? А ведь какую рекламу ему делали…

    На одном из собраний В. Кехман во всем обвинил ЯПОНЦЕВ (!?) – мол это они во всем виноваты, заказывая чуть ли не исполнителей. Откуда бедные японцы, могли слышать о тех лицах, явившихся нам? Они-то слышали А. Аниханова, М. Кукушкина, Е. Борисевич, М. Литке, А. Ненадовского, Д. Дарова, А. Матвеева, Н. Бирюкову, В. Сарапулову, Г. Горчакову, Д. Карпова, Ю. Ившина, старый  оперный хор под управлением А.Чернова, в спектакле, поставленном С. Гаудасинским. Все это было совсем другого качества. И вряд ли  японцы догадываются о готовящемся им в России новом киндер-сюрпризе.

4225.06.2009 г. По традиции, перед отпуском в театре начинается новая волна увольнений , проводящаяся под маркой реорганизации в соответствие с новым штатным расписанием. Уведомление о предстоящем увольнении предъявлено заслуженному деятелю искусств России (звание получено год назад) режиссеру-постановщику О. Мухортовой (при наличии вакансии режиссера в театре) и единственно оставшемуся в штате дирижеру Е. Перунову.Последний отказался подписывать уведомление. Все остальные дирижеры находятся на договоре и за исключением П. Феранца и П.Бубельникова малоопытны. Интересно было бы посмотреть действующее штатное расписание в театре с его явно раздутым административно-охранным аппаратом.
              41
 Программа "закрытого" концерта 30 июня 2009 г.
(Основу программы составляют фрагменты новых постановок, которые театр якобы выпустит в сезоне 2009/10 годов. Дирижер П. Феранец)

I отделение. 2-ой акт из балета "Лебединое озеро"
II -ое отделение.
1. Увертюра из "Дочери кардинала" Ф. Галеви
2.Хор из "Русалки" А.Дворжака
3.Ария Русалки. Исп. Т.Рягузова
4.Ария Левко из "Майской ночи". Исп. Д. Карпов
5.Каватина Людмилы. Н. Миронова
6.Ария Недды из "Паяцев".  Исп. А.Нечаева
7. Ария Ренато из Бала-маскарада". Исп. Р. Бурденко
8 Ария Елиазара из "Дочери кардинала" Исп.Б.Майсурадзе
9.Хор из "Набукко"
10.Дуэт Амелии и Рикардо из "Бала-маскарада". Исп.  М. Литке и Д. Головнин
11.Ария Варлаама из "Бориса Годунова"  Исп. В.Дудар
12. Застольная из "Травиаты". Исп. С. Мончак и Д. Головнин

Мои комментарии:
1.Ни "Майской ночи", ни "Набукко", ни "Руслана и Людмилы" никто даже и не планирует ставить в Михайловском театре - так что это  самый обычный пиар. Все эти оперы постоянно в афише  Мариинского театра.
2."Бал-маскарад" давно идет в Мариинском и не без успеха, возился в Ковент-гарден, где был осмеян за непонимание всей глубины оперы. Не сомневаюсь, что гг. В. Кехман и Ко сделают более глубокую постановку :-}}, особенно,если хоть раз послушают и увидят ее вживую. "Русалку" тот же В. Гергиев на языке оригинала представляет публике  16-го и 18 июля 2009 г.
3. Занятно будет опять послушать П.Феранца,Т. Рягузову и В. Дудара, столь оплошавших в "Евгении Онегине" 03 июня
4."Застольная" настолько преелась на всех концертах, что стыдно даже и видеть ее в программе, тем более в сомнительном исполнении.
5. Варлаам из "Бориса Годунова" -вообще блеск, учитывая, что это далеко не главная партия в опере, которую компания В. Кехмана и Е. Образцовой сняла с репертуара одной из первых , и это при таком выдающемся певце как А. Матвеев.
6.Данную программу концерта вношу из-за отсутствия каких-либо данных, тем более достоверных, на официальном сайте. То у них Дуняшу в "Царской невесте" поет Т.Черкасова, теперь Альмавиву в Севильском - баритон Д. Даров, а Розину - С. Мартьянова (хотя петь будет С. Мончак). После изгания из оперного управления В.Лукьянова и Т. Домниковой беспорядок там стал беспримерным.
4027.03.2001   О причудливых извивах театральной души

Двадцать второго марта с. г.Администрация театра в лице Заведующей литературной частью госп. Е.Б. Амербекян и Заведующего режиссерским управлением оперы госп. Лукьянова В.Н. запретили Т. П. Домниковой выдавать мне данные о составах на следующий месяц, которые я публиковал в   разделах "Афиша" и "Солисты", а также пускать меня в помещение режиссерского управления оперы.. Так что, уважаемые читатели, придется  нам  опять ограничиваться традиционной информацией из афиш :-((

Причины для этой акции выдвигались следующие:

a)      Верещагин- автор для театра посторонний, профессиональных знаний у него нет, он неправильно расставил акценты на своем сайте и даже не написал, что материалы для него получил в Литчасти и Режуправлении. Поэтому он « в принципе не имеет права писать о театре».

b)       Мы делаем свой Официальный сайт плюс книгу о театре к 300-летию города – и там все изложим правильно.

Ну что ж, я действительно в театре зарплату не получаю и сайт мой неофициальный, сделан по собственной инициативе и в личное свободное время, а посему на строгость и научность оценок, которых можно ожидать от специально подобранных, профессионально подготовленных людей, получающих за это зарплату, отнюдь не претендует. Да и оценок-то я фактически никаких и не давал – сказал только, кого и и в каких операх лично я люблю слушать в этом театре.  Чисто по-человечески  мне неприятна ситуация с   замалчиванием истории театра прошлых лет и тем более тех солистов, которые по тем или иным причинам покинули его. Преемственность в культуре- это очень важный и необходимый момент.  Но такова  история Театра.- и не я ее выдумал.Так что акценты на сайте действительно несколько другие - это не мгновенное фото, а попытка болеее рельефного изображения сложного театрального организма.   То же, что я "не написал, где получил материалы", так это не совсем правда, а скорее и совсем даже наоборот- см." Благодарность помощникам" в ссылке «Сайт Леонида Верещагина» на заглавной странице.        Ну, а того, что я в" принципе не имею права писать о театре", так для пользователей Интернета эту сентенцию я даже комментировать не буду.

        По поводу же того, что «мы делаем свой сайт и книгу» - так и с интересом буду ожидать их появления .А то ведь уже скоро  будет сорок лет, как вышла последняя настоящая книга о театре, а не фотоальбом к юбилею. На мой взгляд, в театре не совсем нормальная ситуация со Связью с общественностью - и случай с какой-то дремучей, неадекватной реакцией на мой, исключительно корректный и благожелательный для Театра сайт, еще раз это подтвердил. Мое положительное отношение к Театру в целом нисколько не изменилось после случившегося инцидента, и я собираюсь продолжить развитие и дополнение сайта независимо от отношения к нему кого-бы то ни было- спокойно, взвешенно, доброжелательно ровно до тех пор, пока лично мне это будет интересно и будут на то физические, технические и финансовые возможности-   по-тихоньку  "возделывать свой садик", слушать  любимых певиц и певцов в любимых операх и размышлять, в частности о причудливых извивах театральной души...

39

Итоги сезона 2001 -2002 г. 

  Сезон открылся 28 августа 2001 г. «Борисом Годуновым» и закончился  10 июля 2002 г. премьерой «Фауста» Ш. Гуно. На основной сцене было дано 162 спектакля плюс на гастролях в Японии- 10 раз  исполнялась «Тоска», а в Германии (г. Хайлбронн) – 14 раз «Дон Жуан» и один концерт в Большом Зале Филармонии, посвященный Джузеппе Верди. Кроме исполняемого на латыни «Реквиема» Дж. Верди, все спектакли исполняются на русском языке. Только перед гастролями в Японию и Германию было дано по два спектакля на итальянском языке. Преподаватели языка на их подготовку не приглашались.
  Репертуар  включал 19 опер, в том числе 10 из зарубежной классики, 7- русской и 2 современные советские оперы для детей («Золушка» и «Волшебник Изумрудного города»). После снятия в прошлом сезоне «Мадам Баттерфляй»- жемчужины, выдержавшей 563 представления и просуществовавшей в репертуаре без перерыва 63 года, теперь в репертуаре остались только спектакли, поставленные С. Л. Гаудасинским. Вряд ли по большому счету такая однобокость оправдана.
   Администрация. Театр управляется художественным руководителем-директором С. Л. Гаудасинским и директором театра - В. Г. Кущом, Режиссерским управлением оперы заведует – В. Н. Лукьянов. Художественный совет, если и существует номинально, фактически не работает и никакого влияния на жизнь коллектива не оказывает. Театр производит впечатление крепостного – настолько в нем бесправны все его работники и артисты.
  Дирижеры. Главный дирижер – А. Аниханов, дирижеры: М.Г. Кукушкин, Е.Н. Перунов, В Петренко (принят в 2001 г.) Музыкальное руководство всех  премьер всегда осуществляет А. Аниханов. Спектакли за конкретными дирижерами не закрепляются: одной и той же оперой должны уметь  продирижировать несколько дирижеров.
    Концертмейстеры. С оперной труппой работало семь концертмейстеров: М.И. Вайнер, А. Смородкин, М. Копысева, И Дайнеко, Т. Микиртумова, С. Механникова, Н. Спичко.  При подготовке новой оперы ответственный концертмейстер (как это делается в Кировском театре) не назначался – работали все вместе. На зарубежные гастроли, как правило, ездит только А.Смородкин. Театр располагает в основном молодыми аккомпаниаторами, нередко прекрасными пианистами, но не опытными оперными концертмейстерами. Их этому никто не учил, да, видимо, в России теперь и научить не может. Таковых теперь фактически не осталось ни в Большом, ни в Мариинском театре, хотя в последнем их профессиональный стаж, а следовательно и опыт, значительно  выше. Это чувствуют солисты, переходящие из Малого театра - в Мариинский. «Здесь мы как бы ни пели, все прекрасно, никаких замечаний - пришли в Мариинку - с нас сразу стали стружку снимать, и мы из профессоров опять превратились в первокурсников».
Что должен знать и уметь высококлассный концертмейстер, по-западному «coach»?
1). Обладать профессиональным исполнительским мастерством
2).Знать как минимум три иностранных языка: итальянский, которому в Консерватории обучают только вокалистов, плюс французский и немецкий.
3). Глубоко знать  различные оперные стили, за незнание которых постоянно ругают российских исполнителей и вокальную фразировку.
4).Достаточно глубокие знания в области техники вокала (этому  в Консерватории  также не учат).
6).Детальное знание истории и всех нюансов исполнения  партий (пример- подготовка Г. Вишневской партии Лиу в Ла Скала)
7). Любовь к искусству вокала и глубокое уважение к работе певца.

  Билеты. С первого мая 2002 г. в очередной раз подняты цены на билеты, причем, для иностранцев на 10% - с 35$ до 39$ , а для отечественного зрителя на 100% - со ста до двухсот рублей. Парадоксально, но самые дешевые билеты в театр им. Мусоргского стали 40 руб., в то время как в Мариинский театр можно попасть и за 5, 10, 15 и 20 руб., хотя самые дорогие билеты на оперы для отечественного зрителя в два раза дешевле, чем в Мариинском. Театр отказался от ранжирования билетов в зависимости от конъюнктуры - даже на премьеру  и театр Беллини цены были как на «Хованщину» 1988 г. выпуска. Продолжалась порочная практика продажи билетов для школьных культпоходов. Это издевательство над певцами, кошмар для работников театра и лучшее средство, чтобы отвратить иностранного слушателя, принуждаемого слушать классику на «варварском» русском языке без бегущей строки в шуме не умеющих себя вести, нередко пьяненьких, школьников. Такого безобразия практически не наблюдается в Кировском театре.                                    
      Связи с общественностью. Издан  роскошный двухтомник о Театре. Первый том, абсолютно уникальный, посвящен истории театра до 1918 г., второй - после. Стоимость в магазине 1200 (!) рублей, в театре он продается по себестоимлсти  - за 580 рублей. Экспозиция театрального музея не обновлялась четыре года. Продолжали работать в Интернете два сайта: официальный www. mikhailovsky.ru  и мой: www.mussorgsky.narod.ru , а в апреле 2002 г. появился еще один сайт о театре, расположенный по адресу www.musorgsky.ru, разработанный фирмой Pyramid IT. О его появлении заявлено следующее: "18.04.02   Нами сдан в эксплуатацию сайт театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского. Англоязычный ресурс создан специально для зарубежных театралов. Сайт работает под управлением CMS PyroSite. Публикацией всей информации на сайт занимаются сотрудники театра"   Но, похоже, что  с момента создания он так и не  обновлялся. В СМИ о театре практически ничего нет: ни в газетах, ни на радио, ни на телевидении. Причин для этого, наверное, много, но немаловажны  всего одна премьера оперы в год и отсутствие работы по связям с общественностью, а также  минимальная и традиционная реклама. Данные о составах  можно узнать только из немногочисленных афиш, а уточненные составы – в справочном театра не ранее половины четвертого в день спектакля, хотя режуправление уточняет составы к половине первого. В Кировском театре создатели сайта постоянно поддерживают и обновляют эту информацию. В отличие от того же Кировского театра, в  фойе театре нет бесплатного телефона для  зрителей. Буфет стал такой же дорогой, как и в Кировском театре.                                                                                                                     
   Публика. Театр посещает в основном публика случайная, плохо подготовленная, заполняемость зала по билетам (без учета приглашенных) вряд ли превышает 60-70%. Худшая публика- это школьники по культпоходам. Если администрация и дальше будет продолжать эту практику, она лишится другой, более ценной и уважающей себя публики – и в первую очередь иностранной, которая при такой аудитории ни за какое качество валюту платить не будет.  Самой благодарной публикой в сезоне были пять молоденьких девочек-танцовщиц из балета оперы, возглавляемых недавней выпускницей Вагановского училища Ольгой Шенгелия. Вообще-то балетные обычно весьма равнодушны к оперному искусству,  Оперные солисты такого интереса к происходящему на сцене от работников театра никогда не видели и были просто шокированы присутствием в кулисах на всех важнейших партиях этих девочек, их  искренней заинтересованностью, горящими глазами  и неподдельными, подчас очень непосредственными переживаниями, как за певцов, так и за персонажи опер.                                                                                              
   Афиша. Вопреки заявленному ранее кредо театра, что «русская опера стала эстетическим кредо театра», афиша этого не подтверждает. Русских и советских опер прошло лишь 67, в том числе классических всего 47, а зарубежных – почти в три раза больше- 121. Повторяется история с легендой о лаборатории советской оперы, когда спектакли шли всего по несколько раз - и исчезали.  Вот уже восемь лет, как ни одно произведение русской классики не ставилось в этом театре (!?)  В театре идут очень сильные «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», « Князь Игорь», «Травиата», «Кармен», «Тоска». Но составы идеальны не всегда. Но где они теперь идеальны? Разве что в «Метрополитен» и на записях 50 – 70-х годов. Рекомендую читателям руководствоваться при посещении театра следующими соображениями по составу труппы и репертуару.
   Труппа. Общее состояние достаточно напряженное и продолжает ухудшаться. В театре уже в течение нескольких лет не решается проблема с драматическим тенором и драматическим сопрано. Поющие эти партии В. Спичко и Е. Борисевич явно перегружают свои голоса. Система поиска новых солистов в принципе отсутствует – прослушивают, и не очень внимательно только тех, кто сам приходит. Театр производит впечатление крепостного: все решает С. Л. Гаудасинский, солисты сидят на нищенских окладах, выручают только гастроли заграницу.
   Лирико-колоратурные сопрано. Ведущими солистками являются Т. Черкасова, Н. Миронова и Е. Морозова. Голосом выдающегося качества по богатству окраски, сравнимому с голосом Кабалье, обладает Наталья Миронова - безусловно, одна из жемчужин театра - блестящая исполнительница белькантового репертуара. Великолепная техника, безумно красивый тембр голоса, одинаково ровно звучащий во всех регистрах, совершенное звуковедение и безупречная кантилена ставят ее в один ряд с поющими сейчас в городе и мире А. Нетребко, И. Джиоевой и О. Трифоновой. К сожалению, в театре не услышишь ни Беллини, ни Доницетти - поэтому певица исполняет только Виолетту, Джильду и Розину. К счастью, Н. Миронова начала в этом сезоне гастролировать: в Риге она спела Царицу ночи и Фьордилиджи, в Казани - Розину. Великолепная пластичность и артистизм на сцене, удивительно красивые поющие руки вместе с потрясающим голосом  создают ощущение прикосновения к чуду. Такой бриллиант требует блестящей оправы и огранки, но не похоже, что театр в теперешнем его состоянии на это способен. Театр, к сожалению, не может обеспечить достойный и ровный состав  не только в операх белькантового репертуара, но и остальных тоже. –  и это очень грустно. Повторяется история с прекрасным голосом Татьяны Домниковой, так мало спевшей в итальянском репертуаре и фактически не сохраненным в записи.     Красивый голос, блестящая техника и новые, интересные, ранее не петые партии, но уже лирического и даже лирико-драматического репертуара (Дездемона, Маргарита, Реквием) – у Т.Г. Черкасовой. Достаточно высокий потенциал и стабильность у Е. Морозовой, прекрасно исполнена ею партия Церлины.
   Лирико-драматические сопрано.
Вне конкуренции Е. С. Борисевич- певица с хорошей техникой, много и продуктивно работающая. На мой взгляд, это лучшая в Петербурге Татьяна и Баттерфляй. Удивительно тонко и точно сделаны обе партии как вокально, так и драматически. Певица фактически тянет весь крепкий сопрановый репертуар. В ее арсенале Дездемона, Реквием, Эльвира, Тоска, Лиза, Татьяна, Ярославна, Микаэлла. Абсолютно лишним представляется мне занятие певицы в партии Розалинды в «Летучей мыши»- именно на таких полуразговорных партиях и расстраиваются голоса певцов, в общем-то плохо приспособленные к ним. В то же время жаль, что С.Л. Гаудасинский не разрешает ей петь Виолетту, упорно настаивая на исполнении этой партии со вставными си-бемолями. Было бы очень интересно, если бы в одном театре Виолетту пели и колоратура Н. Миронова и твердое сопрано Е. Борисевич. Все громче заявляет о себе в последнее время Марина Трегубович, блестяще спевшая - фактически по собственной инициативе - Дездемону, а затем «Реквием» и Маргариту в «Фаусте». Богатый материал у В. Сарапуловой - особенно в верхнем регистре. Лучшая ее роль - Иоланта. Потрясающая актриса с богатой вокальной техникой – В. С. Юзвенко. Обязательно должна запеть обладательница серебряного сопрано Марина Садина.
  Меццо-сопрано.  После ухода из театра Л. Тедтоевой, Н. И. Романовой и Н. Евстафьевой основная нагрузка легла на Н. Бирюкову и Ю. Герцеву. Обе молоды, артистичны, красивы с прекрасными голосами. Исключительно мощно звучит Н. Бирюкова в «Реквиеме», обе очень хороши в Кармен. Интересно звучит Н. Бирюкова в  9-ой симфонии Бетховена и Юлия - в концертном исполнении Эболи. Юлия спела весь репертуар театра и теперь расширяет  свой горизонт: поет Фрику, Амнерис и Гадалку из «Огненного ангела» в Мариинке, Кармен – в Казани, Сантуццу (!) - в Кейптауне. К сожалению, в театре не идут ни «Аида», ни «Трубадур», ни «Царская». Очень хочется услышать Н. Бирюкову в Марине (Борисе Годунов) и в  Марфе («Хованщине»).
  Тенора.   Драматический репертуар исполняет фактически один Василий Спичко, изредка выступает В. Пищаев. Хорошо поют и постоянно растут профессионально Д. Карпов и  А. Кулигин. Неплох в лирических партиях Л. Репин. Но его покладистость в отношении более твердого репертуара (Хозе, Каварадосси), могут сыграть с ним плохую шутку – очень быстро может потерять верхние ноты. Красиво и технично поет Н. Островский – потрясающий исполнитель партии Юродивого  со своими незабываемыми колокольчиками - оркестром.
  Баритоны.  В театре три ведущих баритона: два драматических - А. Ненадовский и Н. Копылов и лирико-драматический Ю. Ившин. Александр Ненадовский мне нравится больше всех. Выдающиййся исполнитель партий Риголетто  и Яго. Когда «Риголетто» идет с Мироновой и Ненадовским, спектакль воспринимается  как - будто на сцене Гоби и Кабалье. Очень хороши у певца Онегин, князь Игорь и Скарпиа. У Н. Копылова очень сильный голос, прекрасный комедийный талант, но музыкально партии сделаны менее интересно, чем у Ненадовского – все звучит  слишком  одинаково громко – это ведет к музыкальной катастрофе в дуэте Риголетто и Джильды (Мироновой). Но  он же потрясающе  звучит в дуэте Жермона и Виолетты, когда голос Мироновой как лезвие клинка прорезает море грохочущих звуков Н. Копылова. Ю. Ившин в последнее время тоже стал петь партии драматического баритона (и совершенно напрасно, по-моему) – все делает, к сожалению, полным звуком без нюансов. Вообще современная российская вокальная школа демонстрирует в основном  одну силу звука. Настоящую мирового уровня технику вокала вживую услышать в городе можно очень редко: в этом сезоне ее продемонстрировали Девиа и Пертузе из театра Беллини, а также Дядькова, Герелло, Бородина, Нетребко, Миронова, Ванеев, Кузнецов. Удивительно, но очень мало кто из певцов Малого театра ходит слушать выдающиеся голоса в Кировский театр, как, впрочем, и наоборот. А ведь живой звук и личные впечатления ни одна запись не заменит.  Та же  Лариса Дядькова стала петь совершенно иначе только, когда услышала, как вживую поют на Западе.
   Басы. Репертуар держится на А. Матвееве и М. Казанцеве. Они  вполне удачно заменили ушедших В.Ванеева и Ф.Кузнецова. Прекрасные комические актеры К. Акопов и С. Сафенин. Гришина, по-моему, совершенно напрасно нагружают ведущим басовым репертуаром – он в лучшем случае бас-баритон, которому явно вредно петь Галицкого, Мефистофеля, «Реквием» - рискует быстро остаться без голоса. Имея только двух  классных басов, сложно держать в репертуаре «Бориса Годунова»- потому он и шел в сезоне всего пять раз, да и то трудности  с составами начались буквально с первого спектакля сезона.
Хоры. В театре два хора: оперный и концертный. В оперном  – очень силен женский состав и по своему качеству, на мой взгляд, он не уступает хору Мариинского театра, чего никак нельзя сказать о мужском составе, достаточно слабом. Концертный хор (художественный руководитель Столповских) выступает на разных площадках и странах с очень обширным классическим репертуаром, но это отдельная тема.
  Спектакли. Количество представлений в сезоне, в основном, отражает состояние спектаклей. Лучшие спектакли 85-го сезона это «Евгений Онегин», «Кармен», «Севильский цирюльник», «Реквием».
1. «Евгений Онегин». Лучший состав – с Е. Борисевич (Татьяна) и А. Ненадовским или Ю. Ившиным (Онегин). Хороши  А. Кулигин  и Л. Репин (Ленский) и Н. Бирюкова и Ю. Герцева (Ольга). Очень хороши декорации С. Пастуха, стилизованные под рукописи А. С. Пушкина. Спектакль на порядок выше той французской развесистой клюквы – последней премьеры Кировского с молодежным составом, который Маринка намеревается везти летом в Метрополитен.
2. «Кармен». Хороши как постановка, так и обе Кармен – Н. Бирюкова и Ю. Герцева. Думаю, что театру следует по контракту приглашать на роли Кармен и Марины Мнишек выдающуюся исполнительницу этих партий Наталью Евстафьеву. Лучший Хозе – В. Спичко, интересен  в исполнении роли В. Пищаев. Очень интересно танцевала Ольга Шенгелия. К недостаткам спектакля относятся отсутствие детского хора в первом акте, огромное количество дыма, пускаемого прямо в зал и безумно трудное для исполнителей объединение первых двух актов в один – только бесправная молодежь может выдержать такое бездушное и издевательское к себе отношение.
3. «Севильский цирюльник». Достаточно интересно поставленный спектакль - в частности, сцена грозы,- хотя и тяжеловато хрупким колоратурам таскать куклу человеческих  размеров. Этот спектакль в различных постановках является абсолютным рекордсменом по количеству представлений за всю историю театра. Выдающееся исполнение роли Розины Натальей Мироновой с низами как у настоящей меццо-сопрано, хороши Ю. Ившин (Фигаро), А.Матвеев и М. Казанцев (Базилио), А. Кулигин и Д. Карпов (Альмавива), К. Акопов, В. Лукьянов и С. Сафенин (Бартоло) и Е. Морозова (Розина).
4. «Травиата» (10 спектаклей). Хорошо поет Виолетту Елена Морозова, но выдающееся исполнение этой роли – только у Натальи Мироновой, спевшей в сезоне эту партию, к сожалению, всего один  раз – 5-го февраля, и не с лучшим составом. Лучшие партнеры – А. Кулигин (Альфред) и Н. Копылов или Ю. Ившин (Жермон). Абсолютно непонятно, почему партию Жермона не поет выдающийся баритон А. Ненадовский.
5. «Риголетто» (10 спектаклей). Неудачная, дешевая постановка, сразу же отвратившая от себя японского импресарио. Выдающееся исполнение – Н. Миронова (Джильда) и А. Ненадовский (Риголетто). Хороши Ю. Ившин (Риголетто), В. Спичко и Д. Карпов (Герцог), Н. Бирюкова и Ю. Герцева (Маддалена). В предыдущем сезоне блестяще выступил в роли Герцога Юрий Марусин и очень жаль, что администрация не пригласила его в этом сезоне.
6. «Реквием» (9 спектаклей). Спектакль хорош практически во всех составах: Е. Борисевич, Т. Черкасова и М. Трегубович (сопрано), Н. Бирюкова, Н. Романова и Ю. Герцева (меццо- сопрано), А. Кулигин и Д. Карпов (тенор), А. Матвеев и М. Казанцев (бас). Хотелось бы, конечно, тенора покрепче, но где его взять? Абсолютно не подходит для басовой партии В. Гришин. Очень сильно звучит концертный хор театра под управлением В. Столповских.
7. «Иоланта» (8 спектаклей). Очень слабая, какая-то пыльная постановка. Слушать можно только В. Сарапулову и Е. Борисевич (Иоланта),  А. Ненадовского (Роберта) и Н. Горбача (Хакиа) Плохи все подружки-бабушки, исключительно плохо спела Марту  Нина Якушевская.
8. «Отелло» (5 спектаклей). Партию Отелло поет один только В. Спичко, но и для него она опасна. Дездемоны все хороши: Е. Борисевич, Т. Черкасова, В. Сарапулова и М. Трегубович. Совершенно потрясающ Яго - А. Ненадовский. Спектакль, в общем, неплох, неудачно лишь загромождение и так небольшой сцены огромной конструкцией корабля, маловыразительны танцы на тесном пятачке, выброшена сцена с подношением цветов Дездемоне и детским хором – нелепо, когда главная героиня поет из-за кулис. Странное впечатление остается от постоянного присутствия на сцене огромной кровати и от самой сцены в постели, после которой Отелло с Дездемоной поднимаются под колосники. Слишком назойливым становится постоянное из спектакля в спектакль использование микрофона в опере.
9. «Борис Годунов» (5 спектаклей). Спектакль – рекордсмен по зарубежным гастролям, несмотря на громоздкость декораций. В нем пели и поют большие голоса: В. Огновенко, В. Ванеев, Ф. Кузнецов (Борис и Пимен), Н. Евстафьева (Марина). Сейчас блистательно поют А. Матвеев и М. Казанцев (Бориса и Пимена), хороши Н. Романова и Ю. Герцева (Марина), А. Ненадовский (Рангони), блистательны Н. Островский (Юродивый) и  В. Лукьянов (Шуйский). Вырезана сцена в спальне Марины (что удивительно при  блестящих исполнительницах).
10. «Князь Игорь» (10 спектаклей). Хороши Е. Борисевич и В. Сарапулова (Ярославна), А. Ненадовский и Н. Копылов (Князь Игорь), М. Казанцев (Кончак), Н. Бирюкова и Ю. Герцева (Кончаковна), А. Матвеев (Галицкий). Прекрасно играют Скулу и Ерошку В. Лукьянов и С. Сафенин. Бесподобен по совершенству половецкий акт в постановке Косьяна Голейзовского. Не нравится мне только разухабистая сцена пьянства в тереме Галицкого – слишком уж много бытовизма.
11. «Хованщина» (3 спектакля). Хороши М. Казанцев (Досифей), Н. Романова, Ю. Герцева, а ранее и Л. Тедтоева (Марфа), Матвеев (Хованский). Спектакль сильно сокращен по сравнению с версией, идущей в Кировском театре.
12. «Тоска» (6 +10 спектаклей в Японии). В спектакле сильны Е. Борисевич и В. Сарапулова (Тоска), А. Ненадовский и Н. Копылов (Скарпиа), В. Спичко и В. Пищаев (Каварадосси). Спектакль в декабре 2001 г. возился в Японию на итальянском языке с двумя гастролершами - Тосками: Галиной Горчаковой и Г. Анисимовой из Одессы. Последняя пару лет назад блистательно спела эту партию в Санкт-Петербурге и произвела очень сильное впечатление, как на наших слушателей, так и на японцев. Г. Горчакова всем понравилась значительно меньше.
13.  « Пиковая дама» (3 спектакля). Ранее исполнение «Пиковой» считалось праздником в театре. Германа Виктора Пищаева можно сравнить только с лучшими образцами этой роли Н. Печковского, Ю. Марусина, В. Атлантова, Н. Майбороды и В. Щербакова. Роль была сделана необычайно сильно. Сейчас спектакль несколько потускнел, т.к. голос В. Пищаева стал не столь мощно звучать, но, тем не менее, когда он единственный раз в этом сезоне спел эту партию, то звучало это вполне достойно. Хороши Е. Борисевич и В. Сарапулова (Лиза), А. Ненадовский (Томский) и Ю. Ившин (Елецкий). Очень тонко и точно исполняет роль Лизы В. Юзвенко.
14.  «Дон Жуан» (5+ 14 в Германии). До этого сезона влачил достаточно жалкое существование одного из худших спектаклей театра. Выделялись лишь Е. Борисевич (Эльвира)  и  Т. Черкасова (Анна),  никогда не опускавшие планку своего исполнительского мастерства. Постановка убогая, петь Моцарта с его темпами безумно сложно. Спектакль находился на грани снятия. Но в этом году оперу повезли в Германию - немедленно стали учить ее на итальянском  языке, начались вводы первачей – и спектакль преобразился. Нам показали только два спектакля – и они оставили ощущение премьеры. Великолепный «Дон Жуан» может идти в следующем составе: донна Анна – Т. Черкасова, М. Трегубович, донна Эльвира- Е. Борисевич и В. Сарапулова, дон Жуан – Ю. Ившин, Лепорелло - А. Матвеев (совершенно потрясающий образ), дон Оттавио – А. Кулигин и Д. Карпов, Мазетто - Н. Копылов и В. Гришин, Церлина – Е. Морозова и Н. Миронова. К сожалению, спектакль, видимо, снимается с репертуара, т.к. крайне неудачна постановка, очень сложен для исполнения в постоянном репертуаре, в котором такой звездный состав никогда не обеспечить, а на другие составы публика не идет.
15. «Летучая мышь» (13). Самый низкопробный спектакль репертуара, рассчитанный на зрителя непритязательного, с низким культурным уровнем. В оперетте много разговорных диалогов, на которых портятся голоса оперных певцов, т.к. в Консерватории их этой технике не обучали. Спектакль в театре презирается и иначе как «позором для театра» не называется. Тяжелое впечатление производят образ, грим и костюм графа Орловского, исполняемого меццо-сопрано и финальный концерт у графа с лебедями – верх безвкусицы. Старожилы с ностальгией вспоминают предыдущую версию, отданную в театр Музкомедии и сцену синхронно вальсирующих, как в зеркале, пар. Публике, правда, спектакль нравится, и он регулярно дает сборы. Хороши в нем Е. Борисевич, М. Ссадина, М. Трегубович и В. Сарапулова (Розалинда), С. Сафенин (начальник тюрьмы), Андрей Толубеев (тюремщик), Л. Репин и В. Лукьянов (Айзенштайн), Д. Карпов (Альфред), Н. Миронова и И. Неклюдова (Адель), Н. Копылов, Ю. Ившин и Д. Неласов (Фальк). Удовольствие от спектакля получают сами и доставляют зрителю  только вальсирующие танцоры балетной труппы при опере, возглавляемые неутомимым Е. Мясищевым.
   Вывод: В труппе, как и в каждой другой, есть ряд певцов – так называемая ” элита “, на которой держится  основной репертуар и которая обеспечивает качество. Состав труппы качественно продолжает ухудшаться, театр не ищет новые голоса и не имеет реальных финансовых возможностей привлекать к постановкам выдающихся певцов, музыкальная сторона спектаклей прорабатывается достаточно слабо.
Суммируя сказанное, могу лишь повторить, лишь с малыми изменениями, ранее сформулированное: «Театр - это всегда сильные впечатления - и здесь они есть. Любимые спектакли этого театра (на которые хожу постоянно) это: "Пиковая дама" с В. Пищаевым и Ю. Марусиным, "Кармен" во всех трех составах ( с Н. Бирюковой, Н. Евстафьевой и Ю. Герцевой)," Травиата" с Н. Усенбаевой и Н. Мироновой, "Борис Годунов" с  А.Ненадовским, Н. Евстафьевой и В.Спичко, "Евгений Онегин" с А. Ненадовским и Еленой Борисевич , второй акт "Князя Игоря", "Хованщина" с Н. Романовой и Л. Тедтоевой, "Тоска" с Еленой Борисевич, Г. Анисимовой и А. Ненадовским, "Иоланта" с В. Сарапуловой, "Чио-Чио-сан" с Еленой и Анатолием Борисевич, "Севильский цирюльник" с Н. Мироновой, "Риголетто" с А. Ненадовским, Ю. Марусиным, Ю. Ившиным , Н. Мироновой и Н. Усенбаевой, "Отелло" с  В Горшковым, В. Спичко, Т. Черкасовой, Е. Борисевич, В. Сарапуловой, М. Трегубович и , конечно же, несравненным Яго- А. Ненадовским, а также "Реквием" со своим звездным составом исполнителей».
Это было написано четыре года назад, но мало что изменилось за это время, разве что кое-кто ушел из театра. В театре есть что посмотреть и кого послушать, хотя интенсивность художественной жизни коллектива, к сожалению не идет ни в какое сравнение с Мариинским театром - центр оперной культуры Петербурга, да и всей России, все же там. Но это большая радость, что в нашем городе есть два таких прекрасных оперных театра, как Мариинский и имени М.П. Мусоргского.

38

Появился еще один сайт о театре, расположенный по адресу www.musorgsky.ru, разработанный фирмой Pyramid IT. В объявлении о его появлении заявлено следующее : "18.04.02   Нами сдан в эксплуатацию сайт театра оперы и балета им. М.П.Мусоргского. Англоязычный ресурс создан специально для зарубежных театралов. Сайт работает под управлением CMS PyroSite. Публикацией всей информации на сайт занимаются сотрудники театра"                                                                                                                                                Но, похоже, что  с момента создания он не обновляется.(10.11.02)

37

13-го декабря состоится премьера немецкой оперетты "Фейерверк" в постановке К. Вагнера, поставившего в театре в 1997 г. "Дон Жуана". 25-го ноября эта постановка вновь появится на сцене театра.

36

Юлия Герцева впервые после Сантуцци в ЮАР выступила 30 октября в роли Феодора в "Борисе Годунове". Наталия Бирюкова после полуторамесячного перерыва поет Кончаковну 17-го ноября

35

24-го октября состоялась премьера не совсем обычного балета Шандора Каллоша «Принцесса Луны», в основу либретто которого положена  поэтическая легенда Х-го века, - предтеча  японской классической литературыо своему классу балет сопоставим, на мой взгляд, с "Легендой о любви" Григоровича и " Золушкой" Ратманского. Постановка оплачена японской стороной. Специально для голоса Наталии Мироновой композитор написал очень красивую двадцатипятиминутную колоратурную, высокой степени трудности, партию для сопрано . Как шутят балетные, "получился концерт для голоса с оркестром и балетом". Состоялось три спектакля. В январе балет везется в Токио, где будет дано два представления. Не совсем понятно, вернутся ли декорации и костюмы обратно в Петербург.

34

   2-го октября ведущее меццо-сопрано театра Наталья Бирюкова сломала ногу и как минимум месяц-полтора будет на больничном. Театр сразу попал в сложное положение: Юлия Герцева до 15-го октября находится на личных гастролях Кейптауне (ЮАР) с Сантуццей. "Кармен" выпала из репертуара, в "Реквиеме", который собираются везти в январе в Германию, из-за отсутствия Н. Бирюковой и Ю. Герцевой, кроме Н.И. Романовой полноценно партию меццо-сопрано петь стало некому. А там - 15 спектаклей! На мой взгляд, только Наталья Евстафьева является достойной заменой и могла бы спеть в театре по контракту, но театр рассудил иначе и стал вводить новых исполнителей: 18-го сентября партию меццо-сопрано спела Яна Коршикова, 28-го октября- Елена Рубин.

33

В премьере "Фауста" потрясающе поют Татьяна Черкасова Маргариту и Александр Матвеев- Мефистофеля.

32

Билеты  С первого мая 2002 г. в очередной раз подняты цены на билеты, причем, для иностранцев на 10% - с 35$ до 39$ , а для отечественного зрителя на 100% - со ста до двухсот рублей. Парадоксально, но самые дешевые билеты в театр им. Мусоргского стали 40 руб., в то время как в Мариинский театр можно попасть и за 5, 10, 15 и 20 руб.

31

13-го сентября "Пиковая дама" заменена на "Фауста"- в штате театра не осталось ни одного исполнителя партии Германа.

30

30 августа 2002 г. оперой "Борис Годунов" театр открыл свой 86-ой сезон. Марину пела Юлия Герцева, которая после этого уехала на постановку "Сельской чести" в Кейп-Таун (ЮАР), чтобы спеть Сантуццу.

29

10 июля 2002 г. - закрытие 85-го сезона премьерой " Фауста"

28

07 июля в раздел "История театра" добавлена информация о В. З. Заблудовском.

27

03 июля - очень сильный "Борис Годунов" с А. Матвеевым, Н. Романовой, В. Пищаевым, М. Казанцевым и В. Лукьяновым.  

26

28 июня 2002 г. - премьера "Фауста" Ш. Гуно. Пели Т. Черкасова, В. Спичко и А. Матвеев.

25

03 июня- выдающаяся "Кармен" с Н. Бирюковой, В. Пищаевым, Е. Борисевич, Н. Копыловым, Н. Мироновой и М. Трегубович.

24

31 мая   и 12 июня 2002 г. - фантастические "Риголетто" с А. Ненадовским и  Н. Мироновой.

23

21 апреля- 7 мая 2002 г.- гастроли в Германии (г. Хайлбронн) с 11 спектаклями "Дон Жуан"

22

17 апреля - очень сильный "Евгений Онегин" с Е. Борисевич и А. Ненадовским.

21

10 апреля 2002 г.- фантастический "Дон Жуан" на итальянском языке перед поездкой в Германию. Пели:   Ю. Ившин (Дон Жуан), М.Трегубович ( Анна), Е. Борисевич (Эльвира), А. Матвеев (Лепорелло), Н. Миронова (Церлина), Н. Копылов( Мазетто). К сожалению, спектакль снимается с репертуара, т.к. крайне неудачна постановка, очень сложен для исполнения в постоянном репертуаре, в котором такой звездный состав никогда не обеспечить, а на другие составы публика не ходит.

20

11 марта 2002 г.- пятисотый спектакль "Евгения Онегина". Театр никак на эти юбилеи не реагирует, т.к. литчасть счет спектаклей ведет начиная только с С.Л. Гаудасинского (!?) "Порвалась цепь времен, связующая нить".

19

03 февраля " Травиата" с Н. Мироновой.

18

31 декабря 2001 г.- шестисотый спектакль "Севильского цирюльника" - абсолютный оперный рекорд в театре. Пели Н. Миронова, Д. Неласов, М. Казанцев.

17

17 декабря 2001 г.-пятисотый спектакль "Иоланты". Пели Е.С. Борисевич, В.Н. Пищаев

16

29 ноября-14 декабря 2001 г.- десять спектаклей "Тоска" в Японии. По два спектакля спели Е. Борисевич и Г. Горчакова, по три - В. Сарапулова и Г. Анисимова из Одессы.

15

17 сентября Каварадосси впервые спел А. Волжанин.

14

12,14 сентября - фантастические гастроли итальянского "Театра Беллини" из Катании

13

31 августа - блестящий "Евгений Онегин" с Е. Борисевич и Ю. Ившиным.

12

28 августа 2001г. "Борисом Годуновымткрыт новый 85-ый сезон

11

12 июля 2001 г.по собственному желанию уволилась Наталья Евстафьева, в этот же день закончился 84-ый сезон премьерой "Севильского цирюльника".

10

10 июля 2001 г. - премьера "Севильского цирюльника" с Н. Мироновой, Ю. Ившиным, А. Матвеевым.

9

В декабре 2001г. труппа отправляется с "Тоской" в турне по Японии. Контрактом предусмотрено дать одиннадцать спектаклей, восемь из которых должна спеть Галина Горчакова.

8

18-го мая в "Пиковой даме" в роли Германа выступил   солист московского театра им Станиславского и Немировича-Данченко н.а. России В.Н.Осипов. Следующее его выступление состоится в "Отелло" 28 мая. Единственный оставшийся в труппе исполнитель роли Отелло Василий Спичко болеет. Сегодня оба хора, оркестр и солисты Е. Борисевич, Т. Черкасова, Н. Романова, Н. Бирюкова, Д. Карпов, А. Кулигин, А. Матвеев, М. Казанцев вылетают в Катанию, Италия  с тремя представлениями "Реквиема" в рамках Вердиевского фестиваля. 

7

 

6

09.05.01 В труппу вернулась Марина Трегубович. 22-го мая в Большом зале Филармонии состоится концерт оркестра, хора и солистов оперы театра им. М.П. Мусоргского с необычной программой из фрагментов  опер Дж. Верди: Сицилийская вечерня, Макбет и Набукко. Необычность концерта в том, что ни одна из этих опер в театре не идет, да и вообще шла только первая. Дирижер Андрей Аниханов.    Бывший концертмейстер оперы Ирина Командовская заключила контракт на работу над оперой "Кармен" в оперном театре столицы штата Техас городе Остине

.

5

02.05.2001 15-го апреля 2001г. в сети на сайте предварительного заказа билетов в цирк и некоторые театры со стоимостью услуги  100 рублей за один заказ плюс 5% от стоимости билетов, расположенном в бесплатной доменной зоне sp.ru появился объявивший себя "официальным" сайт о театре им. М. П. Мусоргского с фантастическим адресом www.reserve.sp.ru/opera . В Доме Книги появился роскошный двухтомник о Театре. Первый том, абсолютно уникальный, посвящен истории театра до 1918 г., второй -после. Стоимость 1200 (!) рублей. Как ранее писалось на рекламных щитах: "Покупайте книги в книжных магазинах!" :-((          

                   7-го и 8-го мая (только два дня!) театральная администрация проводит смелый ценовой эксперимент, увеличив стоимость билетов вдвое. Билеты продаются в кассе театра и театральных кассах города.   

                    7-го мая в опере "Евгений Онегин" в партии Татьяны объявлена солистка Геликон-оперы Наталия Загоринская.

4

8-го апреля 2001г. театр отправляется на ежегодные (шестой год подряд) весенние гастроли в небольшой южногерманский городок Хайлбронн. Везется "Риголетто". Едут А. Ненадовский, Ю. Ившин, Н. Копылов, Н. Миронова, Е. Морозова, И. Неклюдова, А. Кулигин, Л. Карпов, В.Спичко, Н. Евстафьева, Н. Бирюкова, Ю.Герцева. Первый спектакль после гастролей -27-го апреля "Летучая мышь".

3

 

2

11.02.2001 Валентина Сарапулова впервые пела партию Лизы в "Пиковой даме" П. И. Чайковского. Спектакль записывался испанскими оперными агентами.

1

Февраль2001.Умер Станислав Буреев.   Марина Трегубович уволилась из театра по причине трехмесячного контракта в Германии. Василий Горшков уволился из театра- перешел в Краснояский  оперный театр.

 

Используются технологии uCoz